Стихосложение

Стихосложение (или версификация) - от лат. versus — стих и facio — делаю.

Стихосложение - организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.

(В. Маяковский - 1917)
Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот

(А. Ахматова - 1911)

Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха.


Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит

либо из двух слогов (хорей и ямб),
либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).

Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).


Стопа - группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом).
Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп.

Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.

Простая стопа бывает:
  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб ...);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль ...).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением).

Акцентные системы стихосложения

Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:
  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая

(фиксируется число слогов)
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!

(В.К.Тредиаковский - Описание грозы)

2. Тоническая

(фиксируется число ударений)
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица - моя.
Дома - мои.

(В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!»)

3. Силлабо-тоническая

(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.

(М.Ю.Лермонтов - Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.

Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.

Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

 

Виды искусств

Поделитесь с друзьями

Популярное