Литература
Литература (littera - буква) — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.
Основные виды литературы
- Художественная литература
- Документальная проза
- Мемуарная литература
- Научная и научно-популярная литература
- Справочная литература:
- словари,
- справочники,
- энциклопедии.
- Учебная литература
- Техническая литература
Художественная литература— вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.
Художественная литература по родам
- Эпос — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Эпические жанры:
- Лирика - род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям.
Большинство лирических произведений относится к поэзии.Лирические жанры:
- мадригал,
- ода,
- послание,
- стансы,
- элегия,
- эпиграмма,
- эклога,
- эссе,
- эпитафия,
- стих.
- Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму.
Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.Драматические жанры:
- драма,
- комедия:
- водевиль,
- интермедия,
- скетч,
- пародия,
- фарс.
- трагедия,
- трагикомедия,
- водевиль,
- фарс,
- мелодрама.
Структурные типы текста
- Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание.Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы.
Роман— представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. - Поэзия - в общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка.
Художественная литература по периодам
- Древняя литература ( I тысячелетию до н. э. и до начала I тысячелетия н. э.)
- Литература Средневековья (с IV—V и до XV века)
- Литература эпохи Возрождения (с XIV по XVI век)
- Литература Просвещения (XVII- XVIII век)
- Литература XIX века
- Литература модернизма (конц XIX — начало XX века)
- Литература постмодернизма (вторая половина XX века)
Художественные направления
- Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
- Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
- Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
- Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
- Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
- Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
- Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
- Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
- Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины 20 века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
- Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
- Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.
Литературные термины
- Афоризм — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Пушкин А.С.)
- Лапидарный стиль (слог) (лат. lapis-камень) - предельно сжатый, краткий, выразительный стиль, присущий надписям на каменных памятниках. Если в словах "лаконичность", "лаконичный" упор делается на немногословность, то слова "лапидарность", "лапидарный" сильнее акцентируют внимание на ясности и доходчивости в сочетании с краткостью и сжатостью. Другое, более существенное различие - в сфере употребления, так "лапидарный" относится только к манере письма - слогу, стилю, а "лаконичный" употребляется гораздо шире. Можно сказать: "лаконичный ответ", "лаконичная фраза". Слово "лапидарный" в этих словосочетаниях неприемлемо.
- Парафраз (парафраза, парафразис; от др.-греч. — пересказ) — пересказ, изложение текста своими словами.
Парафразами называются разные виды переработки текста (в частности, литературного произведения): подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста.
- Памфлет (от англ. pamphlet — брошюра, буклет) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.
- Панегирик (от лат. panegyrikus — «похвальное слово в торжественном всенародном собрании») — всякое восхваление в литературном произведении (например в оде) или выступлении.
- Пасквиль (от нем. Pasquill) — сочинение, содержащее карикатурные искажения, клевету и злобные нападки, цель которых оскорбить и скомпрометировать какое-либо лицо, группу, партию, общественное движение и т. п.
- Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.
- Триллер - (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя внезапный прилив эмоций, чувство тревоги, возбуждение и внезапную смерть.
В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также гангстерские фильмы.
- Эпитафия (греч. «надгробный») — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.